Экспедиция по подъему самолета МиГ-3

02.03.2017

С 22 по 27 февраля 2017 года в Наро-Фоминском районе Московской области в рамках проекта «Небо Родины» прошла военно-археологическая экспедиция по подъему самолета МиГ-3, на котором летчик Виктор Александрович Киселёв совершил ночной таран. В экспедиции приняли участие поисковые отряды «Витязь», «Единорог», «Застава святого Ильи Муромца» (г. Москва), «Бумеранг» (г. Наро-Фоминск).

Историческая справка:

Таран В.А. Киселёва является третьим по времени ночным тараном в небе Подмосковья (после таранов П.В. Еремеева и В.В. Талалихина).

В ночь на 10 августа 1941 года заместитель командира эскадрильи 34-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус ПВО) лейтенант В.А. Киселёв вылетел на МиГ-3 для патрулирования на подступах к Москве. В световом поле он встретил немецкий бомбардировщик Хейнкель-111 и атаковал его.

Первая атака оказалась неудачной. Ответным огнем у МиГ-3 была повреждена маслосистема, и масло стало заливать козырек кабины, а бомбардировщик уже выходил из света прожекторов. Поэтому Киселёв принял решение таранить самолет противника. Сначала он хотел нанести ему удар винтом снизу по хвостовому оперению, но при приближении к бомбардировщику воздушная струя отбросила его самолет в сторону. Со второй попытки Киселёву удалось попасть винтом по левой плоскости Хейнкеля, и оба самолета стали падать.

Поняв, что попытки вывести свою машину из штопора безуспешны, советский летчик выпрыгнул с парашютом и благополучно приземлился, получив только царапину на щеке при покидании самолета.

Вражеский бомбардировщик Не-111 (заводской №4250, бортовой А1+НН), принадлежащий 1 отряду 53 бомбардировочной эскадры «Легион Кондор», упал поблизости и сгорел. Из его экипажа спасся один человек – раненный в ногу штурман унтер-офицер Амандус Отруба. Согласно архивной истории 34 истребительного авиаполка, В.А. Киселёв даже принял участие в его пленении, возглавив группу местного истребительного отряда. Остальные четыре члена экипажа – пилот О. Шлиман, радист А. Ветцель, механик В. Гизельман и стрелок В. Краних, – погибли.

Подвиг В.А. Киселёва сразу же стал хорошо известен советским людям: на аэродроме Внуково, где базировался его полк, вскоре побывала делегация журналистов, в числе которых были знаменитые писатели Алексей Толстой и Евгений Петров. Статья А.Н. Толстого «Таран» была опубликована в «Красной Звезде» 16 августа 1941 г. и неоднократно переиздавалась в годы войны. В очерке Е.П. Петрова «На аэродроме» также упоминается таран В.А. Киселёва. В статье А.Н. Толстого со слов летчика описано место падения его самолета, которое сейчас вновь найдено поисковиками: «Мой истребитель, – мы его потом два дня искали, – упал неподалеку в лесу, ушел в землю, как снаряд, на поверхности торчало одно хвостовое оперение».

28 октября 1941 года за совершенный подвиг Виктор Александрович Киселев был удостоен правительственной награды – ордена Ленина. За время Великой Отечественной войны он совершил 251 боевой вылет, провел 21 воздушный бой, сбил 7 вражеских самолетов лично и 4 в группе. 6 июня 1944 года командир эскадрильи 34 иап капитан В.А. Киселёв не вернулся с боевого задания по перехвату вражеского самолета-разведчика близ города Ржева. Найти его не удалось до сих пор…

 Фрагменты самолета МиГ-3 №3547 были найдены в лесу в районе деревни Романово Наро-Фоминского района осенью прошлого года. По обнаруженному тогда номеру самолета в Центральном архиве Министерства Обороны удалось установить его судьбу. Он оказался легендарным истребителем, на котором лейтенант Виктор Киселёв совершил ночной таран, вошедший в историю военной авиации. Сразу провести работы по подъему самолета не получилось из-за местности, практически недоступной в осеннюю распутицу. Их было решено отложить на зимнее время.

И вот 22 февраля первая группа поисковиков прибыла на место падения самолета и начала подготовку к подъему двигателя и элементов конструкции. Лесную дорогу от деревни до лагеря подморозило, что позволило доставить снаряжение и оборудование через заболоченные участки. После постановки лагеря и первичной расчистки воронки от снега и льда, откачки воды, поисковики приступили к нелегкой работе по раскопкам мотора, находящегося на пятиметровой глубине. Мерзлая спрессованная глина тяжело поддавалась лопатам. Только к исходу 25 февраля двигатель был освобожден от земли и подготовлен к подъему. Соорудив балку из поваленного дерева и установив лебедку, поисковики приступили к самому ответственному этапу – спустя несколько минут работы с лебедкой сердце легендарной машины впервые за 75 лет удалось оторвать от земли… После подъема на максимально возможную высоту мотор был закреплен на балках, уложенных поперек воронки. В течение 26 февраля удалось переместить двигатель на край воронки, откуда его было возможно транспортировать до ближайшей дороги. Операция по вывозу из леса двигателя и других элементов конструкции самолета была осуществлена 27 февраля. Благодаря самоотверженному труду всех участников экспедиции двигатель и другие детали легендарного истребителя лейтенанта Виктора Киселёва займут свое почетное место в наро-фоминских и московских музеях.

Организаторы экспедиции выражают благодарность руководителю МОО «Поиск» Андрею Ивановичу Фетисову, бойцу ПО «Высота им. Дмитрия Сячина» Юрию Тарабанову, председателю Комитета по культуре, спорту и работе с молодежью Администрации Наро-Фоминского муниципального района Андрею Михайлову, Рубцову Дмитрию Алексеевичу.

 

Текст: Бабанин Т.В., Федосов Д.Г.

Фото: МОО «Поиск»